Для организации эффективного процесса обучения необходимо выполнять упражнения, использующие особенности всех трех видов памяти: зрительной, слуховой и двигательной (моторной).
Зрительная память при изучении знаков проявляется в виде запоминания их графического начертания комбинацией длинных и коротких сигналов, слуховая - в запоминании "мелодии" знаков, двигательная - при работе ключом. Значительно ускоряет процесс обучения проговаривание и напевание вслух словоформ изучаемых знаков.
Упражнение позволяет подключить зрительную память для запоминания словоформ. Выполняется оно следующим образом. Преподаватель должен записать на доске изучаемые знаки и соответствующие им словоформы с разделением по слогам. После этого над каждым слогом по правилам СВКМ ставится точка или тире в зависимости от того, какому сигналу соответствует этот слог - длинному или короткому. Полученный рисунок называется графическим изображением кода Морзе.
Данное упражение позволяет запомнить словоформы с помощью простого повторения. Выполняется оно следующим образом. Преподаватель записывает на доске изучаемые знаки, например: М, Н, С, У, Н. Далее, показывая эти буквы указкой в различной последовательности, преподаватель добивается безошибочного ответа соответствующими словоформами.
Словоформы должны произноситься по правилам СВКМ, т. е. продолжительность звучания их слогов должна совпадать с тем, каким сигналам они соответствуют. Но в целях ускорения процесса запоминания в самом начале можно разрешить отвечать словоформами без акцентирования долготы и ударности слогов.
Данное упражнение позволяет закрепить применение словоформ при слуховом приеме сигналов Морзе. Выполняется оно следующим образом. Любым доступным способом нужно воспроизвести по 3-4 раза каждый разучиваемый знак на сжатости 60-65 знаков в минуту, напевая вслух словоформы передаваемых знаков.
Особое внимание нужно обращать на ритмическую структуру, которая должна в точности соответствовать передаваемым сигналам. Например, слово «мама» в обычном языке имеет одно ударение, а в системе СВКМ в словоформе «мама» оба слога являются ударными.
Данное упражнение позволяет в полной мере задействовать моторную память, т.к. при передаче ключом кисть руки выполняет движения, в точности соответствующие структуре передаваемых знаков. Упражнение выполняется следующим образом. Преподаватель воспроизводит с помощью трансмиттера заранее известный текст радиограммы. Обучаемые следят за текстом и отбивают ключом мелодии передаваемых знаков.
При выполнении упражнения лучше, если обучаемые не будут слышать то, что у них получается, чтобы это их не сбивало. Но очень важно, чтобы они старались правильно держать ключ и ритмично выстукивать сигналы, как можно точнее соответствуя тому, что они слышет на записи.
Данное упражнение позволяет повысить эффективность обучения за счет интеллектуального потенциала группы. Выполняется оно следующим образом. Услышав мелодию, каждый участник записывает в тетрадь принятый знак, напевая вслух соответствующую ему словоформу. При этом каждый обучаемый должен прислушиваться к группе, потому что, как правило, в групповом ответе более громко звучит правильный ответ.
У данного упражнения есть три вариации:
Данное упражнение помогает повысить самостоятельность во время тренировки. Выполняется оно следующим образом. Обучаемые прослушивают мелодию и записывают принятый знак в тетрадь, после чего преподаватель передает этот же знак еще раз, и обучаемые произносят вслух соответствующую ему словоформу.
Точно так же, как и в случае с обратной групповой коррекцией без задержки, у данного упражнения есть три вариации: ОГКЗ-1, ОГКЗ-2 и ОГКЗ-3.
Это упражнение дает возможность обучаемым получить большой объем практики, что способствует формированию устойчивых навыков по приему на слух. Переходить к нему можно только в том случае, если обучаемые уже хорошо запомнили словоформы. Выполняется оно следующим образом.
Преподаватель воспроизводит любым доступным ему способом радиограмму, содержающую разученные ранее телеграфные знаки. После этого он озвучивает текст этой радиограммы голосом. Вместо букв "эн, эм, эн, е, тэ" преподаватель называет соответствующие этим буквам имена: "Николай, Михаил, Николай, Елена, Татьяна". Лучше всего, когда обучаемые проверяют свои радиограммы сами, но иногда будет полезно им предлагать на время проверки меняться тетрадями с соседями по парте.
Для наращивания результатов нужно постепенно увеличивать скорость на 1-2 группы, пока она не будет доведена до требуемого норматива. Во время приема нужно стараться записывать принятые знаки с задержкой в несколько символов, так как это является залогом высоких скоростей.
2 comments
Словоформы
Оставлен СерЁга МИНИН (не проверено) ср, 03/04/2013 - 13:34Обучение телеграфной азбуке с помощью словоформ есть тупиковый путь. Работает только если не планировать приЁм со скоростью более 60-70 зн/мин. Заучивать надо только буквы на слух ти-ти-таа-ти и никак более. И стимулирующие к подсчЁту графические написания точе и тире тоже лучше не употреблять.
И капчу можно не такую замороченную.
Соглашусь, что, если
Оставлен Anatoly птн, 05/04/2013 - 17:55Соглашусь, что, если заучивать сразу напевами, то скорость может быть значительно выше. Методика обучения по словоформам, на мой субъективный взгляд, нацелена на то, чтобы как можно быстрее вывести обучаемых на приемлемые скорости.
Капчу поставил после того, как надоело вычищать тонны спама. Прошу прощения за неудобство.
Добавить комментарий