Если передать любой символ сигналами телеграфной азбуки, то мы услышим характерный звуковой рисунок, который телеграфисты называют "мелодией". Первоначально телеграфную азбуку осваивали путем простого заучивания этих самых мелодий, которые напевали с помощью слогов "ти" и "таа". Позже, для ускорения процесса обучения радистов разработали методику словесного выражения кода Морзе (СВКМ), в основу которой были положены приемы мнемотехники.
В системе СВКМ каждому символу в соответствие ставится слово или словосочетание, структура слогов в котором повторяет код этого знака. К примеру, в случае с буквой "А" проще запомнить словоформу "айда", нежели несвязанный набор слогов "ти-таа". Самая важная особенность этой словоформы состоит в том, что слог "ай" звучит коротко, а слог "дааа" - долго. Поэтому, запомнив словоформу "ай-ДАА", мы всегда с легкостью сможем вспомнить, что код буквы "А" состоит из одной точки и одного тире.
Естественно, что одну букву можно придумать несколько совершенно различных словоформ. Например, букву "Б" можно запоминать, как "бааа-ки-те-кут" или "беей-ба-ра-бан". В 1976-1977 годах в ряде школ ДОСААФ и учебных подразделениях войсковых частей был проведен эксперимент, позволивший определить уровень восприятия различных словоформ. В результате были отобраны слова, получившие наибольшее количество баллов:
Обобщая результаты исследований, психологи сделали вывод о том, что эффективность словоформ повышается, если выполняются следующие правила:
Эти правила нужно запомнить, чтобы в дальнейшем использовать их во время обучения. Система СВКМ позволяет значительно быстрее запомнить коды символов и перейти к практике, в ходе которой будут формироваться необходимые навыки. При разучивании знаков обучаемому нужно запомнить простой набор словоформ, правила построения системы СВКМ, и в дальнейшем просто правильно ставить над слогами ударения. Например, букве "Д" соответствует словоформа "домики", которую правильно произносить "ДОО-ми-ки", потому что в слоге "до" есть гласная буква "о".
Отметим также, что необязательно учить сразу все словоформы, можно наращивать свой "буквенный запас" от занятия к занятию. Главное - это как можно больше тренироваться в приеме на слух, чтобы научиться воспринимать сигналы телеграфной азбуки не отдельными точками и тире, а целыми мелодиями.
Комментарии отсутствуют.
Добавить комментарий